Курортно-туристический комплекс Крыма: базар или рынок?
22 января в Симферополе прошла пресс-конференция Ассоциации гостеприимства Крыма на тему
«Курортно-туристический комплекс Крыма: базар или рынок?».
Как заявила на пресс-конференции председатель «Ассоциации гостеприимства Крыма», директор группы компаний «Ласпи» Елена Баженова — украинское законодательство не поддерживает туроператоров, занимающихся развитием национального туристического продукта. Закон Украины «О туризме» и другие акты по большому счету лоббируют интересы операторов, которые занимаются выездным туризмом, тех, — кто вывозит валюту из Украины и поддерживает экономику других стран. Как считает Елена Баженова, большинство украинских чиновников не знакомы со спецификой этого бизнеса.
Что касается развития крымского туризма, то директор туристической компании «Тур Этно» Андрей Пылов считает, что крымский курорт необходимо прекратить ставить в один ряд с российскими Сочи и Краснодарским краем, поскольку он качественно отличается. Он пояснил, что обычно курортно-туристическая общественность сравнивает Крым и российские курорты по многим коммерческим факторам, при этом по некоторым параметрам полуостров проигрывает. В то же время Крым является регионом с лечебным климатом, и с медицинской точки зрения Сочи и Краснодар соперничать с ним не могут. Однако, избрав другую рекламную политику, туристическим фирмам придется постараться правильно позиционировать крымский курорт как медицинский. В продолжении этой мысли директор по маркетингу, рекламе и PR отеля «Пальмира-Палас» Олег Фесенко считает, что будущее позиционирования Крыма как курорта на мировом туристическом рынке должно быть связано с восстановительной медициной, причем со ссылкой на медиков он сообщил, что от занятий фитнесом в Крыму люди худеют быстрее, чем в другой местности, такое свойство крымского климата не так давно открыли ученые и тренеры. Однако, потенциальные гости полуострова об этой особенности пока мало осведомлены и данное направление туризма еще не имеет высокого спроса. В то же время туристические фирмы активно пропагандируют фитнес-туры в других странах, где такого благоприятного результата достичь сложнее.
На пресс-конференции было отмечено, что в последнее время туроператоры России ориентируются на развитие внутреннего туризма и предлагают клиентам российские курорты, а крымский продают по остаточному принципу. Это происходит не только в силу проблемного соотношения цены и качества крымского отдыха, из-за чего его конкурентоспособность падает, но и в связи с трудностями при переезде в Крым — пересечением границ и лишними затратами на перелет. При этом, хотя налицо трудности с реализацией крымского турпродукта, руководство объединения «Укпрофздравница» до сих пор не хочет предоставлять крымским туроператорам 15%-ю скидку при продаже ими ее услуг. По мнению директора туристической компании «Ласпи» Елены Баженовой, компания «Укпрофздравница», владеющая 220 санаториями и пансионатами в Украине, для выбора партнеров должна была бы более тщательно изучить туристический рынок. Так, в прошлом году руководство «Укпрофздравницы» заключило договор о сотрудничестве с одним из ведущих российских туроператоров «TEZ TOUR» (Москва). Но для данного туроператора продажа путевок, к примеру, в крымском направлении не является приоритетом. Поэтому «Укрпрофздравнице» необходимо позаботиться о договорах с крымскими туроператорами, благодаря которым продажи в Крыму в последние годы в основном и происходят.
Справка: Общественная организация «Ассоциация гостеприимства Крыма» была зарегистрирована осенью 2009 года по инициативе нескольких предприятий туристической сферы при поддержке Министерства курортов и туризма АРК. На данный момент ассоциация объединяет более 30 предприятий (туроператорый, турагенты, объекты размещения, др.) /е-Крым