Прогноз крымского сезона 2010 г.
25 марта в Симферополе состоялась Пресс-конференция на тему «Анализ динамики туристических рынков Украины, России, СНГ и мира в 2009. г. прогноз тенденций 2010-2011 г.» «Прогноз крымского сезона 2010 г.» по итогам участия в выставках: ITB Berlin , ITM «Интурмаркет», MITT , UІTT.
В своем выступлении директор информационно-маркетинговой фирмы «Курорты Крыма» Александр Бурдонов отметил, что в период московских выставок MITT (13-16 марта) и ITM (17-20 марта) в Крыму проходили кадровые перестановки, поэтому первых лиц — министров, руководителей СМ и ВР АР Крым на них не было. На ITM Украины не было вообще, а Крым был представлен стендами Маркетинговой фирмы «Курорты Крыма», отель «Море», газета «Терра Таврика».
При этом значение выставки ITM, организатором которой является Россия, с точки зрения взаимодействия с российским рынком намного существеннее MITT, где организатором с 1993 г. является компания ITE (Лондон) и которую с самого начала в туристической среде прозвали » крестовым походом зарубежных турфирм за российским туристом». Однако на MITT общая экспозиция Крыма была более 200 кв. метров. Причина такой разницы в интересе крупных крымских туроператоров: на МИТТ стоят крупными стендами многопрофильные московские и российские туроператоры, московские туроператоры являются основными партнерами крымских крупных туроператоров. Однако для московских туроператоров Крым всего лишь одно из направлений и притом сегодня весьма несущественное: объем продаж по Крыму у таких туроператоров как «Астравел» «Роза ветров», «РВБ Алеан» и других составляет порядка 2-3 тысяч человек в год, а объем продаж по Краснодарскому краю у них же составляет порядка 50-80 тысяч человек в год (разница в 20 раз).
В настоящее время Крыму необходимо проводить свою туристическую политику на российском рынке и получить в этом поддержку российских властей. В Крыму происходят изменения и рынок и потребитель ожидает ответа на вопрос: в какую сторону они пойдут относительно сохранения и развития курортов Крыма и привлечения российских туристов? Активные продажи крымского отдыха начинаются в апреле с продаж отдыха на период майских праздников. Поэтому у новой власти еще есть время своими действиями в ближайшие 1-2 недели показать заинтересованность в российском туристе.
Курортно-туристическая общественность Крыма максимально использовала открывшиеся возможности в связи с выборами президентом Украины Виктора Януковича: 25 февраля марта прошла инаугурация, 27 марта прошел 1-й съезд представителей ассоциаций и объединений курортно-туристического бизнеса и туриндустрии, на котором были приняты Обращения к Президентам Украины России и отправлены через сайты президентов и по другим каналам в протокольные службы, готовящие их встречу на 5 марта см. www.200.crimea.ws . 10 марта был получен ответ из администрации Президента России Дмитрия Медведева о передаче обращения в Минздрав России. (Обращение касается Минздрава России в части уникального южнобережного климата для лечения бронхолегочных заболеваний).
Сегодня все ожидают активных действий со стороны вновь избранной крымской власти по привлечению российских туристов. 24 марта по этому вопросу через канцелярию Совмина А. Бурдоновым переданы предложения Василию Джарты (см. ниже), вместе с копиями обращений к Президентам Украины и России.
РЕЗЮМЕ: По итогам контактов и переговоров на московских выставках, если ничего не делать, в сезон 2010 году Крым может ожидать небольшого прироста порядка 10%. При активных действиях крымчан увеличение турпотока россиян можно ожидать ориентировочно с 0,5 млн. чел/год в 2009 г. до 1,5 млн.чел./год, что составит рост на уровне 30-50% (для примера, по данным Министерства туризма Турции ежегодно 2 млн. россиян оставляют в Турции порядка 2 млрд. долларов).
Основные задачи сезона 2010 года:
- корректно посчитать туристов и «туристические» деньги;
- оставить «туристические» деньги работать в Крыму;
- привлечь в Крым туристов в первую очередь из России.
Для решения каждой задачи предложены конкретные мероприятия. При условии грамотной политики крымского правительства есть перспектива (5-и лет и далее) привлечения туристов на уровне 5-7 млн. чел. ежегодно, а объем «туристических» доходов Крыма может составить 5-7 млрд. долл. в год.