Пресс-релиз WorkShop «Сезоны Крыма 2009»
по итогам круглого стола курортно-туристической общественности
на антикризисном 3-ем WorkShop «Сезоны Крыма 2009»,
17-18/01/2009, Ялта, отель «Бристоль»***
Участники круглого стола, рассмотрев и обсудив информацию о ситуации в курортно-туристической сфере Крыма в условиях проходящего кризиса и перспективы подготовки и проведения курортного сезона 2009 года констатировали, что
в ситуации когда:
1. Гривня подешевела относительно доллара уже в 2 раза с $1=4,5 грн до $1=9.0 грн. т.е. на 100 % и по прогнозам будет дешеветь дальше, а главное больше рубля, который подешевел относительно доллара на 25%.
2. Все прогнозы экономистов говорят об углублении кризиса в Украине в 1-м и 2-м кварталах 2009 г.
3. Стоимость цены на газ для Украины выходит 360 долл. за 1000 куб.м.
4. Бюджетообразующая промышленность Крыма во главе с заводом «Титан» практически прекратила работу и вряд ли восстановится в ближайшем будущем.
5. По данным налоговой службы курортные регионы Крыма дают порядка 50% поступлений, а по нашим данным, с учетом доходов транспорта, связи, банков, страховых компаний и т.п. от туристов поступает порядка 80% всех денег Крыма. В 2008г. в Крыму собрано 8 миллиардов гривен налогов и сборов. Порядка четыре миллиарда гривен их них (50%) поступили от курортных регионов. Около 400 миллионов гривен — это прямые налоги, выплаченные отелями, санаторно-курортными учреждениями и турфирмами.
В 2009 году практически единственным источником дохода для крымской экономики и простых крымчан становятся деньги, которые привезут в Крым туристы. А наиболее возможными и заинтересованными в крымским отдыхе с экономической, исторической и ментальной точек зрения всегда были, а в этот год особенно становятся, российские туристы.
При этом:
1. Цены на отдых сезона 2009г. в объектах размещения Крыма и Сочи уже выросли на 30%. Тем не менее, к сезону 2009г. в долларовом эквиваленте цены Крыма могут быть самыми низкими относительно конкурентных регионов — Сочи, Турции, Кипра, Италии и т.п. Анализ цен Крыма и Сочи на летний отдых в сезон 2009 г. показывает, что относительно Сочи крымские цены сезона 2009г. в долларовом эквиваленте уже ниже на 30% за счет разницы падения курсов национальных валют относительно доллара, и эта разница будет возрастать.
2. Усиливается конкурентная борьба курортных регионов за туристические потоки. Национальные рекламные бюджеты конкурентных регионов (Россия, Турция, Греция, Испания, Франция) в условиях кризисов возрастают, и правительства европейских курортов берут на себя затраты отелей на рекламу, облегчая курортно-туристической индустрии возможности по привлечению туриста, который будет в этом году экономить и его будет значительно меньше.
В этой ситуации:
1. Бюджет Министерства курортов и туризма АРК на подготовку курортного сезона на 2009 кризисный год снижают в 5 раз, с 2,5 млн. грн до 0,5 млн. грн.
Для примера: объем прямой и косвенной рекламы только одного отеля «Бристоль»*** в 2008 г. составил порядка 0,5 млн. грн., рекламный бюджет сигарет Winston на крымский рынок с населением в 2 млн. человек, включая младенцев, составил в 2008г. 1 миллион 200 тысяч долларов, что по сегодняшнему курсу составляет 9 миллионов 600 грн., рекламный бюджет курортов Кубани 1 миллион долларов, рекламный бюджет национальной туристической администрации Турции на Российский рынок составляет 12 миллионов долларов, а совокупный — более 60 миллионов долларов.
2. Министр курортов и туризма АРК Савельев В.А. 12.01.2009 г. уволился по собственному желанию, и курортно-туристическая сфера Крыма в кризисный год рискует оказаться неуправляемой или управляемой дилетантами, назначаемыми по партийному принципу, а не по профессионализму.
3. Антикризисная программа Совета Министров, состоящая из 53 пунктов и рассмотренная 30 декабря 2008 г., не содержит ни одного пункта, касающегося курортов и туризма в Крыму в кризисный 2009 год.
Таким образом, спасение утопающего курортно-туристического рынка Крыма и забота дело рук самих руководителей курортно-туристических предприятий.
В их же руках находятся прямые и косвенные заработки всех крымчан в 2009 г. из практически единственного источника — от туристов!
Исходя из вышеизложенного, участники круглого стола пришли к следующим выводам:
1. В сложившихся условиях ценовое предложение крымского отдыха в сезон 2009г. с большой степенью вероятности может оказаться наиболее конкурентоспособным в долларовом эквиваленте по сравнению со всеми конкурирующими курортными регионами (Сочи, Турция, Кипр, Болгария и т.п.).
2. Объем информации и рекламы о крымском отдыхе в последние 10 лет был сосредоточен в основном на рынке Украины и является вполне достаточным. Главной задачей в борьбе за туриста в сезон 2009г. для Крыма становится информационное и рекламное присутствие Крыма на рынке России и стран СНГ, жители которых помнят и любят Крым.
3. Снижение цены отдыха в гривнях в крымских объектах размещения, как это предлагали российские и крымские туроператоры, руководители объектов размещения рассматривают как нецелесообразное, поскольку цена отдыха складывается из цены затрат, и 30% повышение является абсолютно обоснованным инфляционным ожиданием, а не желанием получить прибыль больше возможного.
Более целесообразным видится увеличение информирования конечного потребителя о прямых ценах на отдых и лечение в крымских объектах размещения в сезон 2009 года. Туроператоры, работающие на скидках, реализуют крымский отдых в основном по ценам объекта размещения, чего не скажешь о турагентах, которые часто завышают стоимость крымского отдыха на 30% и более, пользуясь неосведомленностью покупателей.
Увеличение информирования конечного потребителя о реальных ценах в объектах размещения Крыма в сезон 2009г. не только послужит рекламной акцией о низких ценах крымского отдыха в долларовом выражении, но и снизит спекулятивное увеличение стоимости крымского отдыха для конечного потребителя. Для этого целесообразно использовать еженедельное популярное издание «Туризм и отдых» и другие туристические издания на рынке СНГ (всего порядка 30), а также интернет — технологии и участие в выставках, выделив на это соответствующие дополнительные средства из бюджета АРК и консолидировав ресурсы участников курортно-туристического рынка и инфраструктуры Крыма, заинтересованных в успешном курортном сезоне.
4. Поддержать инициативу информационно-маркетинговой фирмы «Курорты Крыма» и московской фирмы «САМО-Софт» о создании в сети интернет к сезону 2009г. «Единой системы бронирования и продажи крымских путевок» европейского уровня, обеспечивающей достоверную информацию о крымском отдыхе и позволяющей 4 тысячам турагентов и туроператоров на рынках России и стран СНГ практически мгновенно (в режиме on-line) осуществлять бронирование мест, как непосредственно в объектах размещения, так и у туроператоров Крыма.
5. В вопросе соотношения цена-качество крымского отдыха участники круглого стола констатируют, что при рыночной экономике покупатель деньгами голосует за соответствие цены-качеству, покупая или не покупая крымский отдых. И если крымский отдых и уступает с точки зрения качества сервиса европейским курортам в той же ценовой категории, то очевидно, для определенного круга покупателей существуют некие преимущества крымского отдыха, не имеющиеся на других курортах и формирующие дополнительную «стоимость» к «стоимости» сервиса.
Вопрос увеличения количества таких туристов — это лишь вопрос увеличения информирования об этих преимуществах потенциальных покупателей именно крымского отдыха. Это в первую очередь актуально для российского потребителя. Кроме того расширяя информирование об этих дополнительных «стоимостях» (море, горы, климат, достопримечательности, ментальность) и их сегодняшнем «товарном виде», позволит при равных уровнях сервиса в будущем, обоснованно для потребителя, повышать стоимость крымского отдыха за счет этих дополнительный «стоимостей», как это делают известные товарные бренды.
Кроме того, вопрос адекватного соотношения цены – качества — это всего лишь вопрос формирования адекватных ожиданий, который также решается за счет активной информационной деятельности.
6. Кризис приводит к перераспределению туристских потоков в соответствии с изменившейся платежеспособностью, и в этой ситуации увеличение информирования потенциального потребителя крымского отдыха позволит в какой-то части решить задачу перераспределения турпотока в пользу Крыма, и первую очередь это касается возвращения российского туриста, количество которого в разы сократилось с дефолтного 1998 года.
7. По вопросу налогообложения крымских курортно-туристических предприятий. По данным налоговых служб, предприятия курортно-туристической сферы (объекты размещения, турфирмы, экскурсионные фирмы) дают порядка 5% налогов. Курортные регионы Крыма — порядка 50%. Таким образом, турист на 1 грн., заплаченную турфирме, объекту размещения и за экскурсию, минимум 9 грн. платит за транспорт, связь, банковское и страховое обслуживание, питание (вне объекта), товары и услуги курортного спроса и т.п. Освобождение от налогов курортно-туристических предприятий (объектов размещения и турфирм), несущих финансовую нагрузку информирования и рекламы крымского отдыха, а так же компенсация этих затрат, как это делают сегодня конкурирующие курортные регионы в условиях кризиса, в 2009г. является целесообразными и крайне необходимыми мерами для увеличения информационного и рекламного присутствия продавцов крымского отдыха на рынках потенциальных покупателей крымского отдыха. При этом 5% налогов, изъятые из прямого налогообложения здравниц и турфирм, косвенно многократно вернётся в бюджет, поскольку деньги турфирм и здравниц все равно идут в экономику Крыма (продукты, ремонт, энергозатраты, зарплата и т.п.), где они и налогооблагаются. Кроме того они с лихвой окупятся сохранением, а то и увеличением объема налогов в 9/10 поступлений от курортных регионов.
8. В Крыму ни для кого не секрет, что «Есть сезон — есть в Крыму деньги. Нет сезона — нет денег». Государство (чиновники) настолько учитывает интересы бизнеса и населения, насколько настойчиво бизнес и население информирует об этом государство (чиновников) и настаивает на своих интересах.
Призываем всех участников курортно-туристической сферы Крыма, предприятий инфраструктуры всех крымчан поддержать наше обращение!
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
участников круглого стола на антикризисном WorkShop «Сезоны Крыма 2009»
к курортно-туристической общественности, райгорадминистрациям курортных городов и районов, Верховную Раду и Совет Министров АР Крым,
Верховную Раду и Кабинет Министров Украины.
Курортно-туристическая общественность Крыма, в условия кризиса, исходя из интересов сохранения и развития крымских курортов — основного источника доходов крымской экономики и основы благополучия крымчан считает целесообразным:
1. Увеличить рекламный бюджет Министерства курортов и туризма АРК до 20 млн. грн. и выделить отдельной строкой. Проекты и программы рекламного бюджета на кризисный 2009 год рассмотреть до 20 февраля 2009 года. Формирование программы и исполнение рекламного бюджета осуществлять при активном и решающем участии курортно-туристической общественности и широко освещать в СМИ Крыма и стран СНГ.
2. Министром курортов и туризма назначить человека не по партийному признаку, а по профессиональным качествам, основываясь на мнении профессионалов курортно-туристической индустрии Крыма, выявленном путем опроса или голосования в телевизионном эфире. Человека, который хорошо знает специфику курортно-туристической деятельности и которого хорошо знают руководители санаторно-курортных учреждений и предприятий туриндустрии Крыма.
Одной из возможных кандидатур считаем Слесареву М.П. — и.о. Министра курортов и туризма АРК.
3. Подготовить и осуществить изменения соответствующих нормативных документов и законов АР Крым и Украины с целью предоставления налоговых каникул, компенсации рекламных затрат и предоставления возможности максимального использования ресурса свободных номеров. Предоставить возможность руководителям объектов размещения всех типов собственности осуществлять в межсезонье оплату стоимости рекламы и всех видов рекламных коммуникаций свободными номерами на усмотрение руководителей объектов размещения путем взаимозачета со СМИ и рекламными фирмами. Аналогичную возможность предоставить для затрат на подготовку к сезону.
4. Внести следующие изменения в статью 5 «Закона Украины о туризме» («Участник отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности»), а именно в определении «туристические операторы» аннулировать фразу о том, что они имеют право заниматься «исключительно организацией, обеспечением создания туристического продукта» и предоставить им право, так же как турагентам, заниматься любым видом деятельности не запрещенным законом согласно «Закону о предпринимательстве».
5. В дополнение к общественному Совету при Министерстве курортов и туризма создать межведомственный общественный Совет по курортам и туризму, решения которого будут относиться к деятельности всех министерств и ведомств АР Крым.
6. Создать межведомственный фонд консолидированной рекламы крымских курортов, подотчетный в первую очередь межведомственному Совету по курортам и туризму.
7. В пакете мер Совета Министров АР Крым предусмотреть отдельной строкой возможность льготных государственных кредитов объектам размещения для подготовки к курортному сезону в период февраля-апреля.
8. До конца января создать рабочую группу для детальной разработки и реализации данных инициатив.
9. Данное открытое обращение считать официальным обращением ко всем руководителям курортно-туристических администраций Крыма, Севастополя и Киева, имеющих отношение к курортно-туристической сфере Крыма.
10. Всех участников курортно-туристической индустрии и СМИ Крыма, всех крымчан просим поддержать всеми имеющимися у них возможностями реализацию данных инициатив.
Обращение подписали:
Издатель ежегодного каталога «Курорты Крыма» директор информационно — маркетинговой фирмы «Курорты Крыма»
Бурдонов А.Б.
Издатель журнала для профессионалов туризма «Новый Крым. Курорты и туризм», директор ООО Компания «Новый Крым»
Мальгина М.В.
Исполнительный директор Крымской Ассоциации Туристических Агентств (КАТА)
Береснева М.А.
Председатель крымской ассоциация гидов, переводчиков и экскурсоводов
Кузнецов В.Е.
Председатель правления Алуштинской курортной ассоциации «Согласие»
Печурин Ю.П.
Председатель Евпаторийской курортно-туристической ассоциации
Батюк В.В.
Председатель Союза работников санаторно-курортных учреждений Евпатории
Прочан В.Н.
Председатель Совета общественной организации «Курорты Ялты»
Курашин В.А.
Представитель «Ялтинской общественной ассоциации курортного развития КРЫМ»
Плахотный А.С.
И другие участники круглого стола руководители и представители предприятий курортно-туристической индустрии и СМИ.
18.01.2009, г. Ялта, отель «Бристоль»***
Полная информация о 3-ем WorkShop «Сезоны Крыма 2009» на сайте www.200.crimea.ws